Социальные проблемы и их решения: негосударственный сектор

Socialpedagogiska synpunkter
Evangeliska folkhögskolan i Österbotten

När folkhögskolan i mitten av 1800+talet uppstod i Danmark, sa var det i form av en protestskola. Protesten riktade sig mot “den döda latin skolan”, där man maste lära sig en massa saker utantill och som engligt grundaren, N.F.S.(Nikolai Frederic Severin) Grundtvig, var död kunskar. Det viktiga inom folkhögskolan skulle vara “nutidens problem” – aktuella och konkreta – och inga abstrakta problem. Utgangspunkten fanns i livet självt och intie i olika slags teoretiska funderingar. Det är en inbillning, säger Grundtvig, att livet kan och skall lata sig förklaras innan det levs. Klarhet över livet kan man varken läsa eller filosofera sig till. (Historik överEvangeliska folkhögskolan i Österbotten 1926-2001, redaktionskommitte Bengt Blom, John Lasen, Margite Linden, Adele Swenn, Tryck Oy Fram Ab, Vasa, 2001 – 41)

Social Pedagogical views

Социальная педагогика как базовый принцип шведской евангелической народной школы в финской Остроботнии.

По материалам глубинного неформализованного интервью ректора этого учебного заведения г-на Кристиана Сёбаска.( 7 мая 2015)
DSC02766
Система народных школ “Evangeliska folkhögskolan” имеет богатую и давнюю историю. Ее идеологические и онтологические истоки находятся в Дании. Этот инновационный для своего времени тип учебных заведений, в которых стали зарождаться ростки социально-педагогических подходов к учащимся и их социальному окружению, возник в Дании на рубеже 18 и 19 веков (1800 г.г.) Появление нового типа так называемых народных школ “Evangeliska folkhögskolan” было своеобразной формой протеста прогрессивного общественного сообщества против засилья “мертвой латинской школы». В доминирующей системе образования преобладали знания “мертвые”. Учащиеся изучали массу предметов, которые не имели никакого отношения к реальной жизни в социуме. Идеологическим основоположником и практическим основателем новой системы народных школ стал Николай Фредерик Северин Грюндтвиг.(1783-1872). Именно он выразил исходную идею образовательного социально-педагогического процесса в учрежденной им новой школе. Ее суть – в преподавании, воспитании, направленных на актуальное и конкретное, практически применимое сегодня и здесь, а не какие-то абстрактные знания, которые не дадут возможность заработать на хлеб. DSC02772Целевая группа учащихся – это молодежь и взрослые, представители небогатого крестьянского и рабочего населения. Грюндтвиг был приверженцем прагматического реализма в обучении. Его исходная идеологическая позиция для целевой группы его учеников заключалась в том, что простым людям надо дать конкретные и нужные на практике знания, умения, навыки. DSC02776Он считал заблуждением представления о том. что жизнь можно прожить греясь в теоретических сентенциях и философических иллюзиях. Жизнь требует ясности и конкретности. И именно этому и должны простые люди учиться в школах.
Научный интерес исследователей и стажеров Скандинавского Института Академической Мобильности связан с инновационными и ретроспективными форматами социальной работы в шведоязычных комьюнити, включая финскую Остроботнию. Социальная работа, социально-педагогические подходы развиваются в приложении к одним и тем же социальным группам риска, маргинальности, девиации и жизненного излома. Социальные практики, которые реализуются в негосударственном секторе – предмет особого интереса. DSC02771Именно этот фактор сыграл дополнительную роль в выборе народной школы “Evangeliska folkhögskolan” в Ваасе предметом нашего научного внимания.
7 мая 2015 года ректор этого негосударственного учебного заведения, г-н Kristian Sjöbaska дал интервью исследователям Скандинавского института Академической мобильности. Мы благодарим ректор “Evangeliska folkhögskolan” в Ваасе г-на Kristian Sjöbaсka за внимание к нашим вопросам, интересные ответы и ознакомительный тур по учебному заведению.
В своем интервью, г-н Kristian Sjöbaсka особо подчеркнул, что идеология народных училищ для взрослых, восходящая к Датским корням, имеет общую североевропейскую идею (Nordic idea) трудолюбия, практичности и и конкретности обучения людей, не отвлекая их от труда и семьи, рядом с домом. Сама идея возникала в Дании как тренд социальной-педагогической работы в сельской местности. Речь шла о создания атмосферы социального благополучия и доступности для простых людей обучения нужным в их жизни профессиям и предметам, которые нужны в этих профессиях. В Финляндии первая такая школа была открыта в 1926 году. В Ваасе народная школа стала работать с 1942 года.
Личный жизненный сценарий ректора Kristian Sjöbaсka тесно связан с народным училищем. Его мама и его тетя, родны сестра его матери долгие годы преподавали в этом негосударственном учебном заведении. Kristian Sjöbaсka учился здесь музыке. Будучи студентом музыкального отделения в 1992 году, он встретил в стенах школы девушку, которая затем стала его женой. DSC02768Современный Ректор Kristian Sjöbaсka делает все от него зависящее для продвижения идеи добра, помощи,личностного роста, которые пронизывают все обучение в “Evangeliska folkhögskolan” уже почти 90 лет существования этого учебного заведения в Ваасе. Народноке училище – это место встречи представителей разных культур. Главный контекст обучения: – это интеграция и интеракция,взаимодействия.
В этом учебном заведении осуществляется обучение по программам “Музыкальное обучение”, “Компьютерные технологии”,”Художественно-творческое обучение: фотография, деревообработка, швейное мастерство, ткацкая работа”. DSC02777
Особое место занимают программы по культурной и языковой адаптации и интеграции иммигрантов. обучение проводится на шведском языке. Школа небольшая, атмосфера и социально-психологический климат способствуют доверию, дружественным отношениями и единому семейному формату общения педагогов и учеников. DSC02769Всего в этом негосударственном социально-педагогическом центре 6 педагогов и 50 студентов. Прочная материально-техническая база, есть свое общежитие для студентов. расположено учреждение на набережной Ботнического Залива в историческом центре г. Вааса.
Инновационные технологии социальной работы с мигрантами, особые социально-педагогические технологии формирования дружеского фона в принимающей мигрантов стране гармонично сочетаются с вековыми традициями обучения духовности, этическим канонам скандинавской семейной культуры и трудолюбия.DSC02778
Автор материала: Элина Ванхемпинг. 08.05.2015