Экспертный Совет

Социальные трансформации в постсоветских странах:
экспертное мнение казахстанских аналитиков о переходе казахского языка на латиницу

Специалисты исследовательского отдела постсоветских стран Скандинавского Института Академической мобильности в рамках проекта “Научная экспертиза социальных трансформаций” продолжают диалог с известными казахстанскими экспертами.
Мы выражаем свою признательность за уделенное нам время и профессиональный интерес к теме диалога главным научным сотрудникам Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан доктору философских наук, профессору Валентине Дмитриевне Курганской и доктору философских наук, профессору Владимиру Юрьевичу Дунаеву. Их экспертная оценка происходящих в современном Казахстане процессов стали предметом пристального интереса наших коллег. 3.12.2011 013В. ДунаевМатериалы данного интервью будут переведены на финский язык и представлены для дискуссий на социальные факультеты университетов-партнеров. Также материалы этого интервью будут предложены как предмет научной полемики для наших стажеров из постсоветских стран, особенно из Центрально-Азиатского региона

.

Переход казахского алфавита на латинскую графику как один из факторов формирования культурно-цивилизационной идентичности. Экспертное интервью.

Казахстан стоит на пороге большой реформы языка, связанной с переходом казахского алфавита на латинскую графику. Этот переход затрагивает интересы всех казахстанцев, поэтому мы обратились к экспертам, чтобы они высказали свою точку зрения на предстоящую реформу казахского алфавита.

Курганская Валентина Дмитриевна, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК
Дунаев Владимир Юрьевич, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК

Казахстан намерен в ближайшем будущем перевести казахский алфавит на латинскую графику. Какой резонанс получила предстоящая реформа в общественном сознании?
Курганская В.Д.

Вопрос перехода казахского алфавита на латинскую графику возник не на пустом месте. Дискуссия по этому вопросу длится почти два десятилетия – с момента принятия Закона о языках 1989 года. Уже тогда учёные, писатели, общественные деятели, да и обычные граждане начали дискутировать о том, следует ли казахскому языку перейти на латиницу или остаться на кириллице.
Дунаев В.Ю.
Каждый из участников дискуссии выдвигал свои аргументы «за» или «против». В ход шли аргументы лингвистического, технологического, социального, исторического, финансово-экономического, культурного, исторического, геополитического и иного характера. Дискуссия последних лет выявила со всей очевидностью, что в нынешнем казахстанском обществе также не существует единого консолидированного мнения по вопросу перехода казахского языка на латинскую графику.

Как этот переход может сказаться на культурно-цивилизационной идентичности Казахстана?

Дунаев В.Ю.
Одну из главных ролей в этой дискуссии играет аргумент о необходимости формирования соответствующей региональной культурно-цивилизационной идентичности Казахстана. Ведь Казахстан тесно спаян тысячами нитей как с Евразией, так и с тюркским миром, частью которого он является. С центральноазиатским регионом его связывает географическое положение и общее историческое прошлое. Азербайджан, Турция, Узбекистан и другие тюркские страны близки Казахстану как в языковом, так и в ментальном плане.
Курганская В.Д.
Дополню, что переход на латинскую графику после приобретения независимости приняли и реализовали у себя такие тюркские государства как Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, при этом главным мотивом перемены графики они объявили укрепление национальной идентичности и развитие национального языка. Другое дело, что этот переход оказался успешным не во всех странах.

Кто из казахстанских ученых, общественных деятелей стоял у истоков дискуссии о необходимости перехода казахского языка на латиницу?

Курганская В.Д.
Можно назвать многих казахстанских ученых, которые еще на заре независимости выступили за переход казахского языка на латинскую графику. Одним из них является академик-языковед Омирзак Айтбаев, который как раньше, так и поныне считает, что переход к латинской графике имеет принципиальное значение для развития казахского языка и Казахстана в целом, для международного сотрудничества с тюркскими странами во всех сферах общественной жизни. Таким образом, сторонники перехода полагают, что в более широком смысле переход на латиницу будет способствовать укреплению тюркской идентичности Казахстана.
Дунаев В.Ю.
Известна позиция по этому вопросу и казахстанского писателя и переводчика с русского языка на казахский Герольда Бельгера, который на протяжении многих лет выступал за переход казахского языка на латиницу. С его точки зрения, латиница позволит восстановить утерянную непосредственную связь тюркских народов. Г. Бельгер приводил как пример тот факт, что в советское время роман «Кровь и пот» Абдижамила Нурпеисова был переведён на узбекский язык не непосредственно с казахского языка, а с русского перевода этой книги.

Какие аспекты проблемы перехода казахского языка на латинскую графику можно определить как дискуссионные?

Курганская В.Д.
В проблеме перехода казахского языка на латинскую графику имеется множество аспектов. Укажем только на наиболее существенные: лингвистический аспект, связанный с разработкой алфавита и решением других вопросов выражения фонетических особенностей казахского языка на латинице; социолингвистический аспект, связанный с взаимоотношением языков и их алфавитов после перехода казахского языка на латиницу; образовательный аспект, связанный с обучением всех поколений казахстанского населения на латинице;
Дунаев В.Ю.
Имеется также и технологический аспект, связанный с приспособлением казахского языка на основе латиницы к современным технологиям, включая информационные телекоммуникационные технологии, а также культурный аспект, включающий в себя проблемы сохранения культурного наследия казахского народа, созданного и пока сохраняющегося на кириллице. Не следует упускать из внимания международный аспект, связанный с отношениями Казахстана с другими государствами после его перехода на латиницу и главное – национальный аспект, связанный с влиянием изменения письменности на национальную идентичность Казахстана.

В цивилизованном демократическом государстве общественное мнение выступает в качестве относительно самостоятельного агента социальной и политической жизни, активно участвующего в процессе выработки и принятия ответственных решений практически на всех уровнях социального управления. Проводились ли в Казахстане исследования общественного мнения по этому вопросу?


Дунаев В.Ю.

Выбор алфавита для казахского языка, обладающего статусом государственного в Казахстане, относится к числу активно обсуждаемых вопросов, сегментирующих и, в некоторых аспектах, поляризующих общественное мнение населения страны. Во вставшем на путь демократизации Казахстане общественное мнение как социальный институт всё чаще используется органами политической и административной власти для построения стратегии управления. Ввиду того, что вопрос перевода государственного языка на латинскую графику имеет общегосударственное значение и затрагивает интересы каждого гражданина республики, изучение мнения населения относительно перехода графики государственного языка на латиницу проводились, в том числе и серьёзными исследовательскими организациями.
Курганская В.Д.
Так, целях изучения общественного мнения, определения уровня информированности населения, выявления рисков и барьеров на пути внедрения латиницы, а также разработки научно-практических рекомендаций для органов административно-политической власти и институтов гражданского общества страны по оптимизации процесса перевода казахского алфавита на латиницу Исследовательским институтом «Общественное мнение» по заказу Института философии, политологии и религиоведения (ИФПР) КН МОН РК в августе-ноябре 2017 г. были проведены комплексные социологические исследования. По разработанной научными сотрудниками ИФПР КН МОН РК анкете социологического опроса населения, гайдам глубинных интервью с экспертами и гайдам проведения фокус-групп был подготовлен аналитический отчет для органов управления.

Каковы результаты социологического исследования?

Дунаев В.Ю.
Более половины населения поддерживает осуществление перехода на латиницу и осознаёт необходимость данного шага для будущих поколений, что является положительным трендом при сравнении с результатами опроса 2016 г., когда значительно большее количество населения высказывалось негативно. Вместе с тем, около трети респондентов отрицательно относятся к переходу казахского алфавита на латиницу, а остальные респондентов затрудняются высказать отрицательное или положительное мнение.
Курганская В.Д.
В разрезе областей особо выделяется Павлодарская, Карагандинская, Актюбинская, Мангистауская области, жители которых озабочены возможным ухудшением взаимоотношений различных общественных групп (языковых, этнических, возрастных). При этом беспокойство у населения вызывают вопросы наличия необходимой инфраструктуры для осуществления реформы языка, обучения новой графике как молодёжи, так и более старшего поколения, возможного снижения качества образования, усложнение общественной жизни, финансовых затрат.

Мы приглашаем финских экспертов принять участие в обсуждении положений данного интервью и заранее признательны за внимание к нашим материалам.

Ссылки на сайт WWW.balt-training.com обязательны.

Дата размещения экспертного интервью профессора В.Ю. Дунаева и профессора В.Д. Курганской “Переход казахского алфавита на латинскую графику как один из факторов формирования культурно-цивилизационной идентичности” – 21 мая 2018 год.
Финляндия. г. Сейнайоки.

Экспертное интервью профессора В.Ю. Дунаева и профессора В.Д. Курганской
от 12 апреля 2015 года

Истоки протестности – в экономическом неравенстве

Казахстан, как и все постсоветские страны, переживает сложный трансформационный период своего социально-экономического развития, когда на основе мирового опыта и с учетом собственной самобытности формируется качественно новая экономическая, политическая и социальная структура общества; вырабатывается методология, принципы регулирования и организации взаимодействия государства, общества, человека; определяются источники, механизмы, способы и формы устойчивого развития; формируются новые цели, смысложизненные ценности и идеалы различных социальных слоев населения.
Трансформация, происходящая в Казахстане, носит системный характер, т.е. затрагивает весь спектр общественной жизни. Это не просто обновление каких-то частичных подсистем социума, а качественное изменение жизни общества в целом. В этой связи анализ тенденций социальной трансформации приобретает первостепенное значение для понимания тех процессов, которые происходят в казахстанском обществе.

На вопросы наших исследователей отвечают Независимые эксперты из Казахстана, почетные члены международного Экспертного Совета Скандинавского Института Академической мобильности доктор философских наук, профессор Валентина Дмитриевна Курганская и доктор философских наук, профессор Владимир Юрьевич Дунаев.

Что характерно для социальной трансформации казахстанского общества в целом?

Дунаев В.Ю.: Происходит преобразование унаследованной социальной структуры, ориентированной на достижение тотального социального равенства и социальной справедливости, к социальной структуре, выстроенной на совершенно иной основе, а, именно, – на неравенстве (имущественном, властном, статусном и др.), которое рассматривается как естественное состояние общества. Это один из мощнейших источников противоречий, которые уже проявляются в различных формах как на уровне развития и функционирования социальной системы в целом, так и в деятельности отдельных социальных институтов и на поведенческом уровне конкретного гражданина.

Курганская В.Д.: Качественное изменение социальной структуры сопрово-ждается формированием системы ценностных ориентаций, основанных, прежде всего, на реальном расширении прав и свобод граждан страны, создании усло-вий для более широкого выбора ими форм собственной жизнедеятельности, расширении масштабов социальных перемещений как одного из важнейших факторов общественного развития, т.е. тех параметров, которые характеризуют переход Казахстана от закрытого общества к открытому. Наряду с этим процес-сом, формирование новой системы социальной стратификации сопровождается появлением таких стратификационных факторов (клановая принадлежность, национальность, язык и др.), которые содержат в себе социально-дискриминационный смысл, являются конфликтогенными, которые неизбежно и перманентно будут порождать зоны социального напряжения…

Как происходит социальная трансформация казахстанского общества?

Дунаев В.Ю.: Социальная трансформация казахстанского общества осуществляется эволюционным путем. Несмотря на наличие в стране достаточно существенных объективных предпосылок для обострения социально-классовых противоречий, это не привело к масштабным и организованным политическим выступления населения. Это, на наш взгляд, объясняется следующим: во-первых, утратой чувства солидарности, вызванной длительным пребыванием под тотальной государственной крышей; во-вторых, интересы образовавшихся социальных групп еще не осознаны как антагонистические; в-третьих, отсутствует организующий политический субъект: компартия и профсоюзы не представляют серьезную политическую силу, а вновь появившиеся партии и политические движения не имеют достаточной социальной базы, что не позволяет им эффективно влиять на процессы, происходящие в стране в общенациональном масштабе. В конечном счете, все «замыкается» на государстве, которое и является единственно значимым политическим субъектом в Казахстане.

Курганская В.Д.: Проанализируем процесс социальной трансформации с точки зрения ее результатов в экономической и политической сферах. Формирование новой системы групп и слоев в экономике проявляется в существенном экономическом расслоении общественных групп, в экономическом неравенстве, которое выражается в значительном различии доходов и уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Истоком экономического неравенства является передел собственности, который произошел в «эпоху» так называемой номенклатурной приватизации, в результате которой трудовые коллективы, граждане страны, вся производственная сфера, т.е. те, кто непосредственно производит материальные ценности и богатства общества, были по существу лишены возможности полноправно участвовать в реформировании экономики, стать субъектами, наделенными правами владения, пользования и распределения собственности.

Насколько велика степень экономического неравенства, чтобы привести к росту социальной протестности?

Дунаев В.Ю.: Экономическое неравенство привело к глубокому социальному расслоению общества по уровню доходов и имущественному цензу и обнажило два полюса формирующейся системы социальной стратификации. На одном из них находится политическая и экономическая элита, крупные собственники, высшая бюрократия и т.д., на другом – значительная группа бедных слоев. Между ними основная масса населения, стремящаяся адаптироваться к существующим условиям. Между двумя крайними слоями находится так называемый “средний слой”, в который входит большинство населения страны. По нашим оценкам – это 70 – 80%.

Курганская В.Д.: “Средний слой” – самый «интересный» и структурно наиболее значимый в системе социальной стратификации Казахстана. Именно от того, как он будет видоизменяться, будет зависеть характер социальной структуры в целом. Именно здесь находится источник не только политической стабильности и устойчивого благосостояния общества, но и качества функционирования основных социальных институтов, таких как семья, школа, государство, партии, экономика, культура, наука. Социальной основой поступательного развития казахстанского общества является средний класс, активно формирующийся из числа средних и мелких частных предпринимателей, квалифицированных рабочих и служащих, интеллигенции (специалистов-профессионалов) и др.

Кто же является господствующим социальным слоем в казахстанском обществе?

Дунаев В.Ю.: Господствующим социальным слоем в обществе остается номенклатура, многочисленные представители которой, будучи членами властвующей элиты, стали частными собственниками. К нему относятся также те, кто ранее были причастны к управлению государственной собственностью, и в результате денационализации стали реальными собственниками, обладающими, к тому же, и значительным политическим капиталом.

Курганская В.Д.: Можно констатировать, что это привилегированное меньшинство стало господствующим классом (социальной стратой) в казахстанском обществе. Именно оно максимально заинтересовано в политико-правовом закреплении сформировавшихся отношений собственности.

Что осложняет становление экономических субъектов, адекватных рыночным отношениям?

Дунаев В.Ю.: То, что собственность выступает как нечто производное от власти. Отношения к власти, место в структуре властных отношений формирует и определяет соответствующее место, роль и значение той или иной группы, слоя, конкретного гражданина, его социальное положение и материальное благополучие. Иными словами, власть оказывается первичной по отношению к собственности, а последняя, т.е. собственность, выступает всего лишь функцией власти. Все это существенным образом ограничивает развертывание как экономической, так и политической активности населения страны.

Курганская В.Д.: Как показывает опыт западных стран, степень экономи-ческого неравенства выше критических значений ведет, во-первых, к повыше-нию степени антагонизации социальной системы; во-вторых, к деквалификации рабочей силы; в-третьих, к увеличению мотивации к миграции; в-четвертых, к возрастанию социально обездоленной категории населения, уве-личению его люмпенизации и пауперизации.
Очевидно, что избежать этих последствий в условиях трансформирующегося общества практически невозможно. Однако социальная политика государства должна и может смягчить негативный эффект перекосов в процессах социально-экономической стратификации.

Интервью взято в режиме онлайн сотрудниками исследовательского отдела постсоветских стран Скандинавского Института Академической Мобильности,
19-21 сентября 2015 год. Алма-Ата (Казахстан) – Сейнайоки – Вааса (Западная Финляндия)

С апреля 2015 года доктор философских наук, профессор Валентина Дмитриевна Курганская и доктор философских наук, профессор Владимир Юрьевич Дунаев введены в состав Международного Экспертного Совета Скандинавского Института Академической мобильности в качестве его независимых международных экспертов-консультантов и Почетных Членов его внутренней комиссии по научной экспертизе проектов по социальной проблематике.

Мы размещаем CV наших независимых международных экспертов из постсоветских стран

Курганская Валентина Дмитриевна, доктор философских наук, профессор
Образование: Казахский Государственный университет им. С.М.Кирова, философско-экономический факультет, отделение «философия» (1972-1978 гг.), очная аспирантура Мос-ковского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, философский факультет (1984-1987 гг.)
Государственные награды:
• Медаль «20 лет Независимости Республики Казахстан»
• Медаль “За заслуги в развитии науки»
Работа по профессии
• 1980-1984 – ассистент кафедры философии Алматинского архитектурно-строительного института;
• 1984-1987 гг. – аспирант философского факультета МГУ;
• 1987-2000 гг. – старший преподаватель, доцент, зав. кафедрой философии Казахской государственной архитектурно-строительной академии;
2001г. – по настоящее время – главный научный сотрудник Института филосоии, поли-тологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан
Краткие общие сведения:
Имеет более 170 научных публикаций по проблемам истории философии, политической социологии, религиоведения, в том числе и в зарубежных изданиях. Сотрудник и руководи-тель свыше 40 НИП.
Наиболее крупные публикации:
 коллективная монография «Экология культуры в формировании современной карти-ны мира». Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014;
 коллективная монография «Постиндустриальные тренды в стратегии инновационного развития Республики Казахстан». Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014;
 коллективная монография «Управление рисками в сфере внутренней политики Рес-публики Казахстан». Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014;
 монография «Социоинженерные технологии в управлении трансформациями казах-станского социума» (соавтор Дунаев В.Ю.). Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013;
 коллективная монография «Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение иден-тичности». Алматы: ИФиП МОН РК, 2011;
 монография «Логическая структура и экзистенциальный смысл философской онтоло-гии». Книга 1. «Метафизика всеединства как учение об онтологическом самоопределении че-ловека». Алматы: ИФиП МОН РК, 2010; «Логическая структура и экзистенциальный смысл философской онтологии». Книга 2. «Онтологические основания социального познания». Ал-маты: ИФиП МОН РК, 2010. (соавтор Дунаев В.Ю.);
 коллективная монография «Роль СМИ в консолидации казахстанского общества». Алматы: ИФиП НАН РК, 2010;
 коллективная монография «Имидж политического лидера и электоральные предпоч-тения граждан Казахстана». Алматы: ИФиП НАН РК, 2010;
 коллективная монография «Формирование установок толерантного сознания в совре-менном казахстанском обществе». Алматы: ИФиП НАН РК, 2009;
 монография «Правосознание этнических групп в Казахстане: социокультурный кон-текст формирования». Алматы: Центр гуманитарных исследований, 2004;
 монография «Казахстанская модель межэтнической интеграции». Алматы: Центр гу-манитарных исследований, 2002 (соавтор Дунаев В.Ю.);
 учебное пособие для вузов «Теория и практика межэтнического и межкультурного взаимодействия в современном Казахстане». Алматы: ИФиП НАН РК, 2002 (в соавторстве);
 коллективная монография «Трансформация системы образования: взгляд философов Алматы: ИФиП НАН РК, 2000;
 учебное пособие для вузов «Философская антропология как метафизика свободы». Алматы: КазГАСА, 1997.
Соавтор/автор научно-аналитических отчетов:
«Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане»; «Влияние религиозных ор-ганизаций на молодежь Казахстана»; «Экстремизм в Центральной Азии: оценки тенденций»; «Ислам и исламские лидеры в Южном Казахстане»; «Состояние и тенденции исламского просвещения в РК»; «Взаимодействие религий в Республике Казахстан»; «Мониторинг этно-конфессиональной сферы как метод диагностирования состояния казахстанского общества и эффективности его управления»; «Отток этнических групп населения из Казахстана: причи-ны и следствия»; «Казахстанская интеллигенция: социальная структура, настроения, пози-ционирование»; «Угрозы и вызовы в сфере национальных отношений на современном этапе казахстанского развития»; «Этносоциальный контекст современного этапа реформирования высшей школы Казахстана»; «Национальный вопрос в программах политических партий РК»; «Состояние и перспективы развития мультикультурного образования в Казахстане»; «Содержание и мобилизующий потенциал национальной идеи в полиэтнических и много-конфессиональных обществах (на примере Казахстана)»; «Российские соотечественники в современном Казахстане»; «Волонтерство в Казахстане»; «Межкультурный диалог и куль-турное разнообразие в Центральной Азии»; «Качество подготовки специалистов в высшей школе в условиях реформирования системы образования»; «Немцы Казахстана: миграцион-ные стратегии и адаптивные практик»; «Методика оценки политических рисков: основные подходы и инструментарии»; «Положение детей мигрантов в Казахстане»; «Перспективы развития информационного пространства в современном Казахстане»; «Электоральные пред-почтения граждан Казахстана»; «Качество жизни как социально-экономическая основа толе-рантности в республике Казахстан»; «Внутренняя миграция в Казахстане»; «Европейский опыт применения социальных практик в укреплении межэтнической толерантности и разви-тии гражданских институтов»; «Комплексное исследование эффективности деятельности ис-полнительных органов власти по гармонизации межэтнических отношений»; «Проблемы и пути развития гражданского правосознания в современном казахстанском обществе»; «Со-стояние и перспективы развития гражданского общества Казахстана»; «Социально-политическая стратификация казахстанского общества».

Дунаев Владимир Юрьевич, доктор философских наук, профессор.
Образование: Казахский Государственный университет им. С.М. Кирова, философ-ско-экономический факультет (1972-1977 гг.), очная аспирантура Института философии и права АН КазССР (1982 – 1984 гг.).

Государственные награды:
• Медаль «20 лет Независимости Республики Казахстан»
• Медаль “За заслуги в развитии науки»
Работа по профессии
1978 – 1981 гг. – референт общества «Знание» Узб. ССР (г. Ташкент, Узбекистан)
1982-1984 гг. – аспирант Института философии и права АН КазССР (Алматы, Казах-стан)
1985 –1992 гг. – старший преподаватель кафедры философии КазГАСА (Алматы, ка-захстан);
1992 г. – по настоящее время – главный научный сотрудник Института филосоии, по-литологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Респуб-лики Казахстан.
Краткие общие сведения:
Имеет более 150 научных публикаций по проблемам онтологии, политической социологии, этнологии, в том числе и в зарубежных изданиях. Сотрудник и руководитель свыше 40 НИП.
Основные научные публикации:
Автор монографии «Онтологические основания социогуманитарной рефлексии» (Алматы: ИФиП МОН РК, 2007).
Соавтор монографий
• «Трансформация системы образования: взгляд философов» (Алматы: ИФиП НАН РК, 2000);
• «Казахстанское общество и социальное прогнозирование: социологическое изме-рение» (Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2001);
• «Казахстанская модель межэтнической интеграции» (Алматы: Центр гуманитар-ных исследований, 2002);
• «Человек и социальное государство» (Алматы: Институт философии и политоло-гии МОН РК, 2005);
• «Социальная политика: модели и стратегии» (Новосибирск: Параллель, 2007);
• «Оценка политических рисков: принципы и инструментарий» (Алматы: ИФиП МОН РК, 2008);
• «Философия в контексте глобализации» (Алматы: Институт философии и полито-логии Комитета науки МОН РК, 2009);
• «Логическая структура и экзистенциальный смысл философской онтологии. Книга 1. Метафизика всеединства как учение об онтологическом самоопределении чело-века»; «Логическая структура и экзистенциальный смысл философской онтологии. Книга 2. Онтологические основания социального познания» (Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2010);
• «Имидж политического лидера и электоральные предпочтения граждан Казахста-на» (Алматы: Институт философии и политологии КН МОН РК, 2010);
• «Роль СМИ в консолидации казахстанского общества» (Алматы: Институт фило-софии и политологии КН МОН РК, 2010);
• «Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности» (Алматы: Ин-ститут философии и политологии КН МОН РК, 2011);
• «Философия познания: век XXI» (Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012);
• «Социоинженерные технологии в управлении трансформациями казахстанского социума» (Алматы: Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013);
• «Экология культуры в формировании современной картины мира» (Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014);
• «Постиндустриальные тренды в стратегии инновационного развития Республики Казахстан» (Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014);
• «Управление рисками в сфере внутренней политики Республики Казахстан» (Ал-маты: ИФПР КН МОН РК, 2014);
• «Социокультурное развитие Казахстана в условиях виртуализации информацион-но-коммуникативных практик» (Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014);

Соавтор/автор научно-аналитических отчетов:
«Проблемы модернизации экономики, политики и социальной сферы: мировой опыт и Казахстан»; «Методика и технологии информационно-технологического управле-ния массовым сознанием»; «Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане»; «Влияние религиозных организаций на молодежь Казахстана»; «Экстремизм в Централь-ной Азии: оценки тенденций»; «Мониторинг этноконфессиональной сферы как метод ди-агностирования состояния казахстанского общества и эффективности его управления»; «Казахстанская интеллигенция: социальная структура, настроения, позиционирование»; «Угрозы и вызовы в сфере национальных отношений на современном этапе казахстанско-го развития»; «Этносоциальный контекст современного этапа реформирования высшей школы Казахстана»; «Национальный вопрос в программах политических партий РК»; «Состояние и перспективы развития мультикультурного образования в Казахстане»; «Со-держание и мобилизующий потенциал национальной идеи в полиэтнических и многокон-фессиональных обществах (на примере Казахстана)»; «Межкультурный диалог и культур-ное разнообразие в Центральной Азии»; «Качество подготовки специалистов в высшей школе в условиях реформирования системы образования»; «Немцы Казахстана: миграци-онные стратегии и адаптивные практик»; «Методика оценки политических рисков: основ-ные подходы и инструментарии»; «Перспективы развития информационного пространства в современном Казахстане»; «Электоральные предпочтения граждан Казахстана»; «Каче-ство жизни как социально-экономическая основа толерантности в республике Казахстан»; «Европейский опыт применения социальных практик в укреплении межэтнической толе-рантности и развитии гражданских институтов»; «Комплексное исследование эффектив-ности деятельности исполнительных органов власти по гармонизации межэтнических от-ношений»; «Проблемы и пути развития гражданского правосознания в современном ка-захстанском обществе»; «Состояние и перспективы развития гражданского общества Ка-захстана»; «Социально-политическая стратификация казахстанского общества».
Руководитель/сотрудник проектов
• «Сущность правосознания в транзитном обществе»;
• “Проблемы межэтнических отношений в Казахстане”;
• «Философские и методологические основание реформирования системы образова-ния в Казахстане»;
• “Казахстанская модель межэтнической интеграции”;
• “Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане”;
• “Исследование влияния религиозных организаций на молодежь в Казахстане”;
• “Проблемы модернизации политики и социальной сферы: мировой опыт и Казах-стан”;
• “Межэтнические отношения в современном Казахстанском и этнический фактор в политике”;
• “Межконфессиональные взаимодействия в условиях глобализации”;
• “Методы управления внутриполитическими процессами”;
• “История межконфессиональных отношений в Казахстане”;
• “Этнические меньшинства в Казахстане и перспективы их интеграции в граждан-скую общность”;
• «Экстремизм в Центральной Азии: оценки тенденций»;
• «Казахстанская интеллигенция: социальная структура, настроения, позициониро-вание»;
• «Методика оценки политических рисков: основные подходы и инструментарии»;
• «Содержание и мобилизирующий потенциал национальной идеи в полиэтнических и многоконфессиональных обществах (на примере Казахстана)»;
• «Мониторинг этноконфессиональной сферы как метод диагностирования состоя-ния казахстанского общества и эффективности его управления»;
• «Роль СМИ в консолидации казахстанского общества как основы общенациональ-ной идеи»;
• «Имидж политического лидера и электоральные предпочтения граждан в контексте общенациональной идеи Казахстана»;
• «Немцы Казахстана: миграционные стратегии и адаптивные практики»;
• «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в казахстанском обществе»;
• «Трансформация социальной реальности в современную эпоху: тенденции, альтер-нативы, проблемы анализа и прогнозирования»;
• «Проведение комплексного исследования эффективности деятельности исполни-тельных органов власти по гармонизации межэтнических отношений»;
• «Культурно-цивилизационные процессы в современном Казахстане: философско-политологический анализ»;
• «Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности»;
• «Императивы межэтнической консолидации в процессе формирования единой ка-захстанской нации»;
• «Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания в Республике Ка-захстан»;
• «Проблемы и пути развития гражданского правосознания в современном казах-станском обществе»;
• «Состояние и перспективы развития гражданского общества Казахстана»;
• «Совершенствование системы менеджмента и обеспечение качества образования в Республике Казахстан с учетом мирового опыта»;
• «Экология культуры как основа консолидации полиэтнического и поликонфессио-нального казахстанского общества»;
• «Научные основы и перспективы построения постиндустриального общества в Ка-захстане»;
• «Виртуализация социальности в контексте ускорения исторического времени»;
• «Инновационные технологии социально-политического риск-менеджмента: миро-вой опыт и казахстанская специфика»;
• «Анализ социально-политической стратификации казахстанского общества (соци-альный патернализм и иждивенческие настроения)».

Наши почетные гости и добрые партнеры из Оренбурга
Алешина С.А., ректор Оренбургского государственного
педагогического университета, Россия и Сальцева С.В.,
доктор пед. наук, профессор Оренбургского государст
венного педагогического университета, Россия
Оренбургский социальный конгресс: научный дискурс форума

ОГПУ bf337492a0864d5a8d1619941820aa93_XL
История педагогического университета как прогностического символа процветания отечества


Алешина С.А.,
ректор Оренбургского государственного
педагогического университета,
Россия
Для подготовки преподавателей городских школ был открыт учительский институт с 2-х годичным сроком обучения. Данное учебное заведение было первым педагогическим учреждением на Урале. Учительский Оренбургский институт закрылся в 1894 г. Вновь Оренбургский учительский институт открылся в 1915 г. Данный институт просуществовал до 1919 г.
В 1919 г. губернский отдел народного образования создал инициативную группу, которую возглавил профессор, позднее член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР Струминский Василий Яковлевич. В этом же 1919 г. состоялось решение Народного Комиссариата Просвещения РСФСР об открытии в г. Оренбурге педагогического вуза. Осенью 1919 г. в Оренбурге начал действовать Практический Институт Народного образования (ПИНО), иногда его называют «Институт Народного Образования» (ИНО), взамен учительского института, открытого в 1915 г. Директором института с 1919 по 1926 гг. был Струминский В.Я.
Распоряжением крайоно в Оренбурге в 1930 г. открывается Татаро-Башкирский педагогический институт – вуз на четыре отделения: химико-биологический, физико-технический, общественно-литературный, агро-педагогический с контингентом обучающихся 160 человек.
В 1938 г. институту было присвоено имя Валерия Павловича Чкалова и вуз стал называться «Чкаловский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова». В 1934 г. вуз переведен в здание бывшей первой мужской гимназии на ул. Советской, 19. К 1937 г. было надстроено 2 этажа. По ул. Пушкинской, 18 построено общежитие для студентов.
В 1939-40 учебном году в институте насчитывалось 14 кафедр, объединявших 68 преподавателей. В 1930-40-е предвоенные годы выпуск учителей составил 893 человека. Подавляющее большинство выпускников этих лет направлялось в распоряжение народного образования, городские и сельские школы. В последний предвоенный 1940-41 учебный год в институте обучалось 1400 студентов по семи специальностям.
С момента открытия института одним из главных направлений в его работе была научная работа. Первые научные достижения связаны с именами ученых профессора Струминского В.Я. и Торопова К.А. Их труды по психологии и математике получили широкое признание и известность среди специалистов. Научные достижения вуза в 30-е гг. во многом были связаны с преподавателями, прибывшими в Оренбург из центра. Это профессора Жуковский И.П., Добрынченко В.Я., Чудинов В.С., Небольсин Д.А., Тихомиров В.Н. и др. В конце 30-х гг. в институте открывается аспирантура.
Система образования в институте в годы Великой Отечественной войны с честью выдержала все тяжелейшие воспитания. Несмотря на заметное ухудшение условий для образовательной деятельности ежегодно производился набор студентов, продолжалась и научная жизнь. Преподавательский состав института пополнялся за счет прибывших в город эвакуированных преподавателей из Украины, Москвы, Минска. После окончания Великой Отечественной войны коллектив института вместе со всей страной приступил к мирной жизни. За эти годы институт прошел путь от небольшого педагогического пединститута до крупного педагогического университета.
Многие из студентов-отличников, обучавшихся в конце 40-х-начале 50-х гг. позже станут известными учеными, навсегда связавшими свою судьбу с институтом, а затем университетом.
60-70-е гг. отмечены защитой целого ряда научных кандидатских и докторских диссертаций.
В 70-80-е г. активно шло укрепление материально-технической базы вуза. За достигнутые успехи в деле подготовки учительских кадров институт в 1980 г. был награжден орденом «Знак Почета». С 1980 г. он стал называться «Оренбургский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова». В 1996 г. приказом Минобразования РФ институт переименован в Оренбургский государственный педагогический университет. Новый статус укрепил роль университета, как регионального педагогического центра, постоянно работающего на развитие образование, культуры, социальной сферы Оренбуржья и всей России.
На рубеже XX и XXI столетий в жизни ОГПУ произошли заметные этапные изменения как количественного, так и качественного характера. В этот период ведется работа по расширению спектра специальностей, внедряется система подготовки бакалавров и магистров, решаются традиционные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и учебно-методической работы, повышения эффективности научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре, развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования через входящий в структуру университета ИПКиППРО, укрепления материально-технической базы.
Сегодня ОГПУ ставит перед собой новые задачи. Преследуя цели трансрегионального развития и обеспечивая формирование кадрового резерва региона и Приволжского федерального округа в области педагогического, психолого-педагогического, дефектологического, гуманитарного, социально-сервисного образования и образования в области физической культуры, ОГПУ стремится к принципиальной трансформации основной и вспомогательной деятельности, направленной на реализацию создания и внедрения модели открытого педагогического образования будущего.
Величайшую роль педагогического образования в структурах общества подчеркивал К.Д. Ушинский. Он высказывал твердое убеждение в том, что учителю необходимы знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические, чтобы определить цель воспитания и ясно руководить процессом образования человека на всех его этапах, ему необходим целый ряд педагогических навыков, а также способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.
Ему же принадлежит мысль о том, что образование – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения, а педагог – живое звено между прошедшим и будущим в судьбах людей и отечества.
Именно с этих позиций ОГПУ активно реализует сотрудничество с европейскими вузами-партнерами.

НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ЗАВЕТОВ КЛАССИКОВ В СУДЬБАХ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Сальцева С.В.,
доктор пед. наук, профессор
Оренбургского государственного
педагогического университета,
Россия

Классика – это образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы, науки и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Подчеркивая свойства классики, еще с истории древнегреческого искусства в V веке до нашей эры, можно отметить ее показательный, характерный, типичный облик. Ведь оценку «первоклассный» получает выдающийся, общепризнанный научный труд, в основе которого лежат устойчивые вечные принципы.
Произведения классиков педагогической науки содержат множество постулатов, которые стоит вспомнить и применить, чтобы модернизировать современное образование основательно и достойно. Поражают лаконичность, элегантность и благородство формулировок педагогической мысли, к какой бы из них мы не обратились. Обращение к классике помогает выходить за рамки своего мироощущения, и с опорой на ее базис чувствовать себя уверенно.
Школы в Древнем Египте достигали вечно желаемой родителями цели: привести ребенка в мир взрослых. Идеал: немногословность, стойкость к решениям и ударам судьбы человека.
Главное для Конфуция было не знание, а воспитание «благородного мужа» и нравственности каждого, что делает добродетельнее все общество.
Афинское воспитание это – всестороннее гармоничное воспитание: единство внешней и внутренней красоты (физического воспитания и интеллекта)
Стиль Аристотелевой школы существенно отличался от стиля Академии, поскольку Ликей больше походил на научно-исследовательский институт, сотрудники которого читали лекции.
Мыслитель-гуманист Томас Мор (1478-1535) выдвинул идею о соединении теоретического образования с трудом и наметил несколько принципиальных педагогических идей: равенства образования; преподавание на родном языке; необходимость освоения какого-либо ремесла; непременность самообразования.
Джон Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному воспитателю и говорил, что тогда и врач не нужен. Главными воспитательными средствами являются пример, среда, окружение ребенка, формирование устойчивых положительных привычек у детей и внимательное изучение индивидуальных особенностей ребенка. Он противник телесных наказаний, считает, что «рабская дисциплина создает и рабский характер».
Оуэн создал «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения и полагал, что если изменить условия среды и воспитание, то можно сформировать любой характер. Появятся новые люди.
Концепция социальной педагогики Пауля Наторпа, (1854-1924) – немецкого философа, теоретика социальной педагогики, домашнего учителя, преподавателя гимназии; профессора Марбургского университета:
– социальное воспитание приоритетно по отношению к двум другим сферам общественной жизни: хозяйственно-экономической и политической.
– высшая цель воспитания и образования – в осмыслении индивидом социальной действительности, в бесконечном движении человечества к идеальному обществу.
Януш Корчак доказал идею самоценности детства как полноценного этапа жизни человека, а не просто периода подготовки в взрослой жизни. И считал педагогику наукой не о детях, а о людях, обеспечивал полноту жизни ребенка, необходимый ему социальный опыт.
Герман Гмайнер – австрийский социальный педагог создатель педагогической системы «детских деревень», предназначенных для воспитания детей-сирот в условиях, максимально приближенных к семейным. Мама-тетя, помощница мамы, молодежный дом, дом для матерей.
Многие другие идеи педагогов-классиков, и зарубежных и российских – Толстого Л.Н. и Ушинского К.Д., Макаренко А.С. и Сухомлинского В.А. еще прозвучат не раз в этом зале и в рамках нашего конгресса в целом.
Незаслуженно забыты иногда и наши современники, которых уже при жизни мы чтили за высокие научные достижения и открытия. В моей жизни это моя научная Альма-Матер – АПН или в дальнейшем РАО. Ее высокий научный дух, наставления молодым исследователям, результативность и качественность научной деятельности ученых всегда впечатляли и стимулировали на продолжение научного поиска.
Обращение к настоящей науке всегда необходимо и справедливо. Это достойно упоминания, обсуждения, сопоставления. С высоты времен нам легче увидеть плюсы и минусы отдельных моментов классической мысли, и даже покритиковать их, но тут же обнаруживается и то, насколько во многом мы еще даже не приблизились к мудрости великих.
Незыблемость классики состоит в том, что актуальность ее идей уникальна – уже несколько веков они находит своих приверженцев, они – в основе любых времен и направлений. Все, что создается, имеет классическую базу – любая новинка представляет собой давно забытое направление из прошлого. И любая классически отточенная и выверенная социально-педагогическая идея содержит в себе недостижимые перспективы, потому что устремлена, «проброшена» в будущее.
Я желаю только радости поиска всем начинающим и проживающим в мире науки, – своим коллегам, студентам, магистрантам, аспирантам, кого еще ждут инсайты и озарения в потрясающе интересном деле научного исследования! И – не забывайте классику! Она всегда рядом!
WP_20150521_011